Архитектор электронных таблиц
Библиотека базовых решений

Архитектор электронных таблиц - Легкий и доступный модельный комплекс для решения сложных задач

Базовые решения:

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
Решение для производителей, которым важно своевременно выпускать продукцию, обеспечивать её компонентами и сырьем с минимальными издержками, которые хотят иметь возможность быстро и эффективно реагировать на неожиданные изменения, при этом удовлетворяя запросы заказчиков.

Базовое решение «Планирование производства и снабжения» дает возможность потенциальным пользователям до принятия решения о запуске проекта установить комплекс, загрузить справочники, начальные данные и поработать с базовым функционалом модели. Что позволяет определиться с методологическими и техническими требованиями к решению, оценить возможности модельного комплекса и сроков его внедрения.

Два подхода к планированию программы производства

В модельном комплексе реализовано два модельных решения
«Прямой» метод: расчёт по формулам (детерминированный MRP)
Оптимизационный метод: использование солвера для минимизации расходов на хранение и запуск в производство

Модельное решение, построенное в соответствии с 1-ым подходом, содержит классические MRP алгоритмы ERP систем, но содержит ряд недостатков: невозможность учета ограничений производственных мощностей и упрощенные алгоритмы сокращения затрат.

Модельное решение, построенное в соответствии со 2-ым подходом, является более сложным в настройке, но решает задачу минимизации расходов, учитывает различные ограничения, в том числе длительность работы оборудования.

При необходимости, модельные решения могут быть скомбинированы и доработаны с учетом специфики работы компании.

«Прямой» метод планирования производства

«Прямой» метод основывается на последовательных формульных расчетах, которые выполняются по уровням спецификации – от конечного изделия вниз к сырью и материалам. Используются следующие алгоритмы:
  1. Расчёт чистой потребности: рассчитывается дефицит изделий с учётом запасов на начало дня
  2. Учет временного сдвига (lead time): начало производства планируется заранее, чтобы учесть длительность производства
  3. Корректировка производственных заданий: округление для учёта минимальных и производственных партий
  4. Разузлование спецификаций (BOM): многоуровневый расчет сверху вниз, рассчитывается потребность в компонентах более низкого уровня с выполнением шагов 1-3
  5. Упрощенные правила для отдельных позиций: использование метода Постоянный заказ (EOQ) для позиций со стабильной потребностью и невысокой стоимостью хранения
  6. Ручная корректировка: на каждом уровне есть возможность задать объем производства вручную
Исходные данные:
  • Горизонт планирования: дни, горизонт настраивается от фактических дней с требуемой глубиной планирования
  • Номенклатура: готовая продукция, полуфабрикаты, сырьё и материалы
  • Спецификации изделий (BOM): многоуровневые, возможны альтернативы
  • Нормативы: резерв, минимальные и стандартные партии, EOQ, себестоимость
  • Фактические данные: остатки и история выпусков/поставок
  • Потребность: прогноз или заказы по дням на заданный горизонт
«Архитектор электронных таблиц» позволяет настроить импорт исходных данных из файлов, баз данных и Web сервисов.

В результате формируется программа производства: в разрезе дней для каждого изделия определяется объем запуска в производство (по видам спецификаций) и поступлений из производства, производится расчет остатков на складе.

Модельное решение просто в настройке и прозрачно для пользователя – формулы видны и понятны, легко отслеживаются расчеты. Алгоритмы могут быть доработаны с учетом специфики работы компании.

Планирование производства с использованием оптимизационного солвера

Модельное решение оптимизирует выпуск необходимой продукции минимизируя расходы (на хранение и на запуск производства) с использованием оптимизационного солвера.

Оптимизационный подход опирается на те же исходные данные, что и прямой, но дополнительно требует экономических и ресурсных параметров:
  • Затраты на хранение: для каждого продукта задается удельная стоимость хранения на складе (в расчете на единицу в день)
  • Затраты на запуск (наладку) – для комбинации «оборудование–продукт» указывается стоимость, связанная с началом производства данного изделия
  • Ограничения по мощностям – в модели задается доступность оборудования, максимальное время работы ресурса и длительность изготовления каждого изделия на конкретном оборудовании
  • Ручная корректировка: на каждом уровне есть возможность задать объем производства вручную
При решении оптимизационной задачи учитываются все ограничения прямого метода (баланс потоков, разузлование, минимальные и стандартные партии, и др.) и при этом учитывает ограничения мощности. При необходимости, могут быть добавлены новые ограничения, учитывающие специфику производства.

В результате формируется программа производства: в разрезе дней и оборудования для каждого изделия определяется объем запуска в производство (по видам спецификаций) и поступлений из производства, производится расчет остатков на складе, загрузки оборудования, стоимости запуска в производство и хранения.

Модельное решение требует больше вычислительных ресурсов и времени, особенно для сложных многоуровневых производств, зато дает экономически обоснованный план, учитывающий ограничения производственных мощностей.

Формирование плана закупок

В обоих модельных решениях реализовано планирование закупок, необходимых для своевременного обеспечения программы производства с использованием следующих алгоритмов:
  • Расчёт чистой потребности: анализируется потребность на программу производства, рассчитывается дефицит изделий с учётом запасов на начало дня
  • Учёт времени поставки (lead time): потребность смещается во времени на срок поставки от поставщиков.
  • Корректировка партии заказа – округление для учёта минимальных и закупочных партий
  • Применение стратегии пополнения для отдельных позиций: для некоторых второстепенных материалов вместо динамического планирования может использоваться метод постоянного пополнения на величину оптимальной партии
  • Ручная корректировка: есть возможность задать объем закупок вручную
В результате формируется план закупок: в разрезе дней для каждой номенклатуры сырья или материалов определяется объем, который нужно заказать у поставщиков, объем поступлений от поставщиков, производится расчет остатков на складе.

Порядок начала работы с базовым решением приведен ниже.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК В ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ
Решение для торговых компаний, которым важно своевременно закупать и распределять продукцию по магазинам с минимальными издержками, которые хотят иметь возможность быстро и эффективно реагировать на неожиданные изменения, при этом удовлетворяя запросы заказчиков.

Входные данные

Для торговой компании: с распределительными складами, магазинами, собственным грузовым автопарком
  • Горизонт планирования: дни, горизонт настраивается от фактических дней с требуемой глубиной планирования
  • Фактические данные: остатки, история закупок и перемещений продукции
  • Спрос по магазинам: для каждого магазина по дням задается прогноз спроса на продукцию, стандартное отклонение
  • Параметры продукции: партия закупки, длительность поставки, стоимость хранения, стоимость потерь от дефицита и др.
  • Распределительная сеть: привязка магазинов к распределительным складам
  • Грузовой автопарк: грузоподъемность и количество автомобилей, стоимость выезда, стоимость пройденного пути и др.
  • Транспортная сеть: матрица расстояний
Состав входящих данных может быть изменен с учетом специфики работы компании

Планирование в два шага

I. Планирование закупок, перемещений и остатков продукции
Решается задача по планированию потоков продукции с учетом рисков изменения спроса, определяются:
  • Объемы закупок продукции у поставщиков
  • Объемы доставки продукции с распределительных складов в магазин
  • Остатки продукции
Учитываются:
  • Риски изменения спроса
  • Закупочные партии продукции
  • Время доставки

II. Формирование маршрутов движение автотранспорта
Решается оптимизационная задача по минимизации затрат при формировании маршрутов движения автотранспорта, производится:
  • Выбор автотранспорта (по грузоподъемности)
  • Определение маршрутов движения и объемов перевозки
Учитываются ограничения:
  • Грузоподъемность автомобилей
  • Численность автопарка
  • Предельное время движения автомобилей
Алгоритмы модельных решений могут быть доработаны с учетом специфики работы компании

БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ / ХОЛДИНГА
Решение для производственных компаний и холдингов, включающее планирование производственных и финансово‑экономических показателей с полным циклом расчетов от сценарных показателей до финансовых отчетов и ключевых показателей эффективности.

Решение представляет собой целостную модель, в которой бюджеты разных уровней (операционные, инвестиционные, финансовые, налоговые и др.) взаимосвязаны через систему формул и правил. При этом, в ключевых точках предусмотрена возможность ручных корректировок, позволяющая сочетать формализованную модель с управленческим опытом и экспертным мнением.

Все макеты табличных форм, формулы и правила в модели опираются на заведённую (загруженную) нормативно-справочную информацию:
  • Изделия, полуфабрикаты, материалы и сырьё
  • Спецификации изделий
  • Статьи затрат и счета учёта
  • Проекты / объекты
  • Налоги
  • И др.

Наличие единой НСИ обеспечивает согласованность, сопоставимость данных по подразделениям, компаниям холдинга и позволяет легко вносить изменения: добавлять изделия, изменять спецификации, корректировать статьи затрат, счета учета и др.
Нормативно-справочная информация
Поддержка
В модели можно выделить следующие функциональные блоки:
В системе предусмотрено создание версий с указанием параметров, определяющих временной горизонт работы модели:
  • Первый плановый год
  • Количество плановых лет
  • Количество фактических месяцев первого планового года (для ожидаемого исполнения бюджета)

Табличные формы, формулы и правила автоматически перенастраиваются в соответствии с установленными параметрами.
Моделирование основной деятельности:
  • Продажи – планирование объёмов реализации по номенклатуре и основным клиентам, выплат, авансов и задолженностей
  • Производство – формирование производственной программы с учётом спецификаций изделий и полуфабрикатов, требуемых резервов и ограничений
  • Запасы – моделирование уровней запасов сырья, материалов, НЗП и готовой продукции, задание политик по минимальным / страховым остаткам
  • Закупки – расчёт потребности в закупках на основе плана производства и запасов, формирование графиков поставок и выплат, расчет авансов и кредиторской задолженности

Моделирование налогов, затрат и себестоимости
  • Планирование затрат по подразделениям (ЦФО) с детализацией по статьям затрат
  • Расчёт себестоимости реализации и производственной себестоимости продукции и полуфабрикатов с возможностью анализа структуры затрат
  • Планирование налогов (налог на прибыль, НДС, имущественные и другие налоги) в увязке с операционной и инвестиционной деятельностью.

Моделирование основных финансовых отчетов и КПЭ
  • Настройка проводок по счетам учета
  • Формирование плановых Отчета о прибылях и убытках и Баланса по правилам «двоичной записи»
  • Формирование плана Движения денежных средств
  • Расчет КПЭ
Деление на функциональные блоки является условным: все блоки связаны друг с другом алгоритмами и логическими связями, образуя целостную финансово-экономическую модель группы компаний.
Моделирование инвестиций и внеоборотных активов:
  • Планирование инвестиций, в том числе в разрезе отдельных проектов: капитальные затраты, выплата авансов, погашение кредиторской задолженности, незавершенное строительство, вводы в эксплуатацию
  • Планирование внеоборотных активов: вводы, выбытие, расчет первоначальной и остаточной стоимостей
  • Расчёт амортизации по заданным правилам и методам, с включением в затраты подразделений (ЦФО)

Моделирование расчетов по обязательствам
  • Планирование выплат, авансов, кредиторской задолженности поставщикам по основной деятельности
  • Планирование выплат, авансов и задолженности перед персоналом
  • Планирование иной кредиторской задолженности

Моделирование привлечения и размещения финансовых ресурсов
  • кредиты, займы, депозиты;
  • расчет процентов
  • детализации до конкретных финансовых сделок

Формирование плановой консолидированной отчетности холдинга
  • Получение плановых отчетных данных дочерних компаний
  • Настройка корректирующих проводок
  • Формирование консолидированной отчетности холдинга

Формирование бюджетов в Архитекторе электронных таблиц позволяет:


🗸 Планировать «от факта» – возможность использовать актуальные показатели как базу для планов и сценариев

🗸 Подготовка ожидаемого исполнения бюджетов с учётом фактических данных (за квартал, полугодие и т.д.) – оценка изменения плановых итогов года при текущей динамике

🗸 Проведение разноплановых сценарных расчётов с изменением:
  • Внешних факторов: курсы, ставки налогов, % ставки и др.
  • Рыночных факторов: цены, объемы
  • Технических факторов: нормы расходов, резервы
  • Экономических факторов: затраты, оборачиваемость, налоговая нагрузка, прибыльность
  • Инвестиционных решений: сроки о объемы инвестирования, оценка прибыльности, ликвидности и параметров баланса;
  • Финансовых факторов: процентные расходы, альтернативные схемы

🗸 Сравнение результатов сценарных расчетов:
  • Проведение сравнительного анализа показателей компаний при разных сценариях
  • Проведение сравнительного анализа показателей между компаниями внутри холдинга

🗸 Контроль исполнения:
  • Сравнение плана с фактом
  • Выгрузка утвержденных бюджетов в учетную систему для организации оперативного контроля за их исполнением

Порядок начала работы с базовым решением

  1. Запрос (на адрес: info@consultnext.ru) / получение комплекта для установки с инструкциями и примерами
  2. Установка и настройка модельного комплекса (для установки достаточно рабочего места с MS Office версии 10 или выше)
  3. Подготовка, загрузка справочников и спецификаций
  4. Создание хранилища для результатов расчетов
  5. Формирование расчетных модулей
  6. Подготовка, загрузка начальных данных
  7. В случае использования оптимизационного модуля: запрос доступа и подключение к оптимизационному модулю (для тестирования предоставляется возможность подключиться к оптимизационному модулю нашей компании)
  8. Проведение расчетов, создание и сохранение сценариев результатов расчетов
  9. Подведение итогов

При возникновении вопросов по установке или использованию модельного решения нужно обращаться по адресу: info@consultnext.ru

ООО «КОНСАЛТ НЭКСТ» предоставляет Архитектор электронных таблиц бесплатно по запросу, отправленному на почту: info@consultnext.ru