Инфографика

Последнее обновление: 08.04.2024

Здесь мы даём информацию о ценовых зонах теплоснабжения в наглядной и простой форме.
Приятного просмотра!

Переход в ценовые зоны теплоснабжения начался в 2018 году. За 6 лет ценовыми зонами стали уже 43 муниципальных образования в 20 регионах РФ, в том числе 4 города-миллионера (Самара, Красноярск, Пермь и Новосибирск). В действующих ценовых зонах проживает 13,6 млн человек или более 9% от всего населения страны. Больше всего ценовых зон теплоснабжения появилось в 2021 году.
01
02
В ценовой зоне теплоснабжения цены для потребителей ограничены предельным уровнем, который постепенно доводится до цены "альтернативной котельной" (цена АК). Если тариф на дату окончания переходного периода выше цены АК, то предельный уровень приравнивается к такому тарифу ("замораживается"), пока не сравняется с ценой АК с учетом ее индексации. Если тариф ниже цены АК, то предельный уровень равномерно за 5-10 лет доводится до цены АК по графику. Большинство ЕТО дополнительно ограничивают рост цен на тепло не выше инфляции плюс 2–3% в соответствии с соглашением об исполнении схемы теплоснабжения.
03
При переходе в ценовую зону теплоснабжения дополнительный рост цены за отопление на 2 % приведет к незначительному росту платежа за коммунальные услуги - менее чем на 1%. Например, для типовой двухкомнатной квартиры площадью 58,3 м2 платежка вырастет в среднем всего на 56 руб. в месяц, что сопоставимо с ценой 1 чашки кофе-эспрессо. При этом в обмен на дополнительный рост платы потребитель получит более надежное и качественное теплоснабжение.
04
Цена "альтернативной котельной" - это условное название максимального уровня цены, выше которого цены для потребителей быть не могут в ценовой зоне теплоснабжения. Она не зависит от затрат конкретной теплоснабжающей организации, а определяется в модельных условиях как цена поставки от виртуальной современной котельной, которая является альтернативой централизованному теплоснабжению. Такая цена определяется с использованием открытых источников данных и по установленным долгосрочным правилам с учетом региональных особенностей.
05
Переход муниципальных образований в ценовые зоны теплоснабжения происходит добровольно на основании заявок от ЕТО и органов местного самоуправления. Это длительный процесс, занимающий от 2 до 3 лет, требующий тщательного анализа последствий и выгод от перехода в ценовую зону теплоснабжения, разработки программы модернизации системы теплоснабжения, кропотливых переговоров и убеждений на местном и региональном уровне, обоснования своего решения на федеральном уровне. Окончательное решение принимает Правительство РФ, после которого начинается переходный период, заканчивающийся запуском ценовой зоны теплоснабжения.
06
Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) играет ключевую роль в ценовой зоне теплоснабжения. С одной стороны, расширяются ее права и полномочия по оптимизации и развитию теплового бизнеса, без риска потери достигнутых эффектов. С другой стороны, вводится контроль за результатами деятельности ЕТО (предельные цены для потребителей, реализация инвестиций, надежность и качество теплоснабжения, добросовестное поведение на рынке и др.) и усиливается ответственность ЕТО за невыполнение своих обязательств. Таким образом, создается сбалансированная система экономических отношений, стимулирующая модернизацию теплоснабжения опережающими темпами в интересах потребителей, государства и бизнеса.
Инвестиции в ценовых зонах теплоснабжения
07
Переход в ценовые зоны способствует росту инвестиций в повышение эффективности, надежности и качества теплоснабжения. Так, в принятых 43 ценовых зонах теплоснабжения инвестиции составят более 314 млрд руб. или 23 тыс. руб. в расчете в среднем на 1 жителя, что в 2,6 раза превышает объем инвестиций в условиях действующего тарифного регулирования. Лидерами по объему инвестиций являются ценовые зоны теплоснабжения Приволжского федерального округа (59% от общего объема инвестиций в ценовых зонах теплоснабжения РФ) и Сибирского федерального округа (26%). Более 50% инвестиций направляется на модернизацию тепловых сетей, которые в настоящее время изношены и являются причиной повышенной аварийности в теплоснабжении. Ожидается, что инвестиции значительно повысят надежность и качество теплоснабжения российских городов.

Значительное увеличение инвестиций в ценовых зонах теплоснабжения не приведет к резкому росту цен на тепловую энергию для потребителей. Доведение цен на тепловую энергию до цены «альтернативной котельной» будет поэтапным и умеренным за счет применения графиков поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию до уровня «альтернативной котельной», утвержденных высшими должностными лицами субъектов РФ, а также добровольных обязательств ЕТО по ограничению роста цен на тепловую энергию в рамках заключенных с органами местного самоуправления соглашений об исполнении схем теплоснабжения муниципальных образований. В большинстве ценовых зон теплоснабжения ежегодный темп рост цен на тепловую энергию не превысит уровень инфляции плюс 2–3%.
08
В случае принятия Правительством РФ решения об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения наступает переходный период, который позволяет всем участникам рынка подготовиться к условиям функционирования в ценовой зоне теплоснабжения. В этот период в теплоснабжении сохраняется регулирование всех тарифов в соответствии с действующим законодательством РФ. В переходный период осуществляется ряд подготовительных мероприятий: в течение 3 месяцев с даты начала переходного периода актуализируется схема теплоснабжения, после чего в течение 2 месяцев заключаются соглашения об исполнении схемы теплоснабжения, а в течение следующих 2 месяцев рассчитываются и утверждаются предельные уровни цен на тепловую энергию (мощность). В это время разрабатываются и публикуются стандарты качества обслуживания потребителей ЕТО и стандарты взаимодействия ЕТО с прочими организациями, владеющими источниками теплоснабжения, а также проводится информационная работа и договорные кампании с потребителями тепловой энергии и организациями, владеющими тепловыми источниками и тепловыми сетями.

Длительность переходного периода зависит от сроков осуществления перечисленных выше мероприятий. Переходный период завершается с даты вступления в силу приказа об утверждении предельных уровней цен, после этого начинают действовать особенности правового регулирования ценовых зон теплоснабжения. Из 43 муниципальных образований, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, в 37 переходный период уже закончился, в том числе в 23 ценовых зонах теплоснабжения - ранее расчетного среднего срока, составляющего 7 месяцев.