7 важных шагов для перехода в ценовую зону теплоснабжения

Избрав цель, иди к ней всем сердцем.

Конфуций

Переход в ценовые зоны теплоснабжения предусмотрен исключительно на добровольной основе в рамках отдельных муниципальных образований. В этом состоит и главный вызов, и главная сложность внедрения ценовых зон теплоснабжения в РФ.

Это длительный процесс, занимающий от 2 до 3 лет, требующий тщательного анализа последствий и выгод от перехода в ценовую зону теплоснабжения, разработки программы модернизации системы теплоснабжения, кропотливых переговоров и убеждений на местном и региональном уровне, системной и последовательной разъяснительной работы в целях объяснения особенностей и преимуществ модели, обоснования своего решения на федеральном уровне.

Однако дорогу осилит идущий. Если знать все нюансы указанного процесса, учесть все ошибки и опыт предыдущих ценовых зон теплоснабжения, поставить цель, верить в ее достижение и начать действовать, то успех не заставит себя долго ждать.

Можно выделить 7 важных шагов для перехода в ценовую зону теплоснабжения, которые нужно обязательно сделать для получения результата.

Шаг 1. Подготовка и еще раз подготовка или важность анализа и моделирования

Как говорил Мигель де Сервантес: "Кто приготовился к бою, тот его наполовину выиграл". Сложно переоценить подготовительный этап. Он является чуть ли не самым важным. Как правило, этот шаг делает преобладающая единая теплоснабжающая организация (ЕТО), которая более всех заинтересована в изменении ситуации в теплоснабжении муниципального образования. Преобладающей считается ЕТО, на зону деятельности которой приходятся более чем 50% установленной мощности теплоисточников от всего муниципального образования.

На данном шаге необходимо проанализировать текущую ситуацию в теплоснабжении, выявить ключевые проблемы и оценить, сможет ли переход в ценовую зону теплоснабжения их решить. Для этого надо определить:
  • размер требуемых инвестиций, ожидаемые эффекты от их осуществления,
  • рассчитать цену “альтернативной котельной” и сравнить ее с текущими тарифами,
  • определить диапазон приемлемого роста цен на тепло для потребителей,
  • оценить бюджетные последствия, а также влияние на платеж граждан за коммунальные услуги.

Целесообразно сделать финансовую модель проекта перехода в ценовую зону теплоснабжения, в которой оценить эффективность инвестиций и ответить на главный вопрос, позволит ли ценовая зона окупить необходимые инвестиции на адекватных условиях.

По итогам этой работы имеет смысл подготовить обоснование перехода в ценовую зону теплоснабжения для дальнейшего обсуждения с региональными и местными органами власти. При подготовке такого обоснования необходимо определить выгоды, которые получит не только бизнес, а также государство и потребители.

Все эти наработки позволят четко сформулировать условия перехода в ценовые зоны теплоснабжения и облегчат продвижение на последующих шагах.

Шаг 2. Переговоры и убеждения. Формирование союзников

Вооружившись расчетами и обоснованиями, можно выходить с предложениями по переходу в ценовую зону теплоснабжения на региональные и местные органы власти. Цель – заинтересовать, убедить в выгодах перехода муниципального образования в ценовую зону теплоснабжения и сформировать союзников, которые будут разделять общие цели и защищать в последующем идею на федеральном уровне.

Однако нужно готовиться к тому, что в начале можно встретить полное непонимание и даже отказ от предложенной идеи. Все это связано с естественным процессом принятия чего-то нового. Ведь ценовая зона теплоснабжения- это, по сути, новация, которая кардинально меняет существующие правила регулирования. Это исправляется терпеливой разъяснительной работой по всем возникающим вопросам, опасениям и рискам, представлением преимуществ ценовых зон теплоснабжения, детальным обоснованием предложений. Важно искать компромиссы и решения, которые позволят найти баланс интересов и потребностей всех сторон.

Шаг 3. Дорожная карта и соглашение

Достигнув даже предварительное (неокончательное) взаимопонимание с региональными и местными властями, нужно обязательно положить это на бумагу. То, что написано пером, не вырубишь топором. Письменные документы позволяют дисциплинировать и повысить шансы для дальнейших шагов по проекту.

Одним из способов такой фиксации является дорожная карта мероприятий по переходу в ценовую зону теплоснабжения и соглашение о сотрудничестве с местными и региональными властями.

Дорожная карта мероприятий — это общий обзор ключевых мероприятий, сроков их выполнения, ответственных лиц и ожидаемых результатов. В таком документе нужно обязательно предусмотреть участие всех заинтересованных лиц (ЕТО, органы местного самоуправления, региональные власти). Ключевым мероприятием дорожной карты должна стать разработка и согласование перечня инвестиционных мероприятий, которые будет выполнять ЕТО в ценовой зоне теплоснабжения. Также важно не просто составить дорожную карту и подписать ее, но и регулярно проводить мониторинг ее выполнения.

Помимо дорожной карты целесообразно подготовить и подписать соглашение о сотрудничестве с региональной властью, в которой зафиксировать цели, сроки и основные условия перехода в ценовую зону теплоснабжения. Дорожная карта может стать приложением к такому соглашению.

Шаг 4. Принятие решения на местном и региональном уровне. Подготовка и подписание совместного обращения

Результатом совместной работы преобладающей ЕТО, региональных и местных органов власти должна стать подготовка и подписание пакета документов, установленного законодательством РФ.

Однако, как показывает практика, сначала преобладающая ЕТО и орган местного самоуправления заключают предварительное соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, которое обязывает стороны заключить основное соглашение об исполнении схемы теплоснабжения после отнесения муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения. В таком соглашении прописываются основные условия перехода в ценовые зоны теплоснабжения (инвестиции, темпы роста цен и др). В отличие от других документов оно не является обязательным, скорее рекомендуемым, но, по сути, является ключевым для фиксации решений, принятых на местном и региональном уровне, и для дальнейшего их согласования с федеральными органами власти.

Все остальные документы должны подписываться в определенном порядке, установленном законодательством РФ.

Сначала нужно получить согласие законодательного органа субъекта РФ (по сути, депутатов региональной Думы). Для этого нужно направить в адрес этого органа уведомление о намерении подписать совместное обращение об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения и приложить к нему разъясняющие документы (например, письмо или презентацию).

После получения такого согласия (или отсутствия ответа в течение месяца) преобладающая ЕТО и орган местного самоуправления могут подписать совместное обращение в Правительство РФ об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения.

К данному обращению прикладываются несколько документов:
краткое описание существующего положения в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии;
  • оценка финансовых последствий для местного бюджета в случае отнесения к ценовой зоне теплоснабжения;
  • оценка ценовых (тарифных) последствий перехода в ценовую зону теплоснабжения;
  • описание планируемого повышения эффективности теплоснабжения в случае отнесения к ценовой зоне теплоснабжения – здесь дается перечень инвестиционных мероприятий и ожидаемые результаты их осуществления;
  • прочие документы.
Несмотря на то, что обращение готовится от лица преобладающей ЕТО, указанные выше документы нужно заполнять в отношении всех систем теплоснабжения и всех ЕТО, указанных в схеме теплоснабжения.

После подписания совместного обращение направляется запрос на получение согласия высшего руководство субъекта РФ (главы субъекта РФ, губернатора и т.д.).
Получение такого согласия и подготовка других документов, подтверждающих полномочия сторон, подписавших совместное обращения, дает основания для направления всего комплекта документов Минэнерго России.

Последовательность всех действий и перечень всех необходимых документов установлен Федеральным законом "О теплоснабжении" и приказами Минэнерго России.

Шаг 5. Выход на федеральный уровень. Принятие решения Правительством РФ

Минэнерго России на основании поступившего совместного обращения формирует предложение в Правительство РФ об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения, которое согласовывается с ФАС России и Минстрой России. Согласно регламентирующему приказу Минэнерго Росси на эту процедуру отводится 2 месяца.

Как показывает практика, указанные федеральные органы проверяют документы на наличие в них информации обо всех системах теплоснабжения и всех ЕТО в муниципальном образовании. Пристальное внимание уделяется предлагаемым темпам роста цен на тепловую энергию для потребителей и наличию обязательств ЕТО по увеличению инвестиций в сферу теплоснабжения.

В ходе этого шага надо готовиться к защите предлагаемых условий перехода в ценовую зону теплоснабжения. Участвует в защите не только ЕТО, но и представители местной и региональной власти, на их уверенную позицию обращают особое внимание. Возможно проведение согласительных совещаний и подготовка по их итогам дополнительных документов.

После получения окончательной позиции федеральных органов власти Минэнерго России направляет документы в Правительство РФ, которое также может проводить согласительные совещания при наличии разногласий в позициях. Положительный итог всех этих действий – это принятие  Правительством РФ распоряжения об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения.

Шаг 6. Переходный период.

После принятия решения Правительством РФ начинается переходный период.
В течение переходного периода сохраняется регулирование всех тарифов в соответствии с действующим законодательством РФ и должен быть выполнен установленный перечень мероприятий, а именно:

  • разработана и утверждена актуализированная схема теплоснабжения с учетом новых инвестиционных мероприятий в течение 3 месяцев с даты начала переходного периода,
  • в течение 2 месяцев со дня утверждения актуализированной схемы теплоснабжения все ЕТО подписывают с местной администрацией соглашения об исполнении схемы теплоснабжения. В соглашении, как правило, ЕТО принимает на себя добровольное обязательство по предоставлению скидок к предельному уровню цены для потребителей,
  • в течение 2 месяцев со дня заключения соглашений об исполнении схемы теплоснабжения утверждается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) для каждой системы теплоснабжения.

В целях определения предельного уровня цены региональные органы власти должны:
  • утвердить индикативный предельный уровень цены (это официальное название цены "альтернативной котельной", пока она не достигнута) для всех систем теплоснабжения в схеме теплоснабжения,
  • утвердить график равномерного поэтапного доведения до цены "альтернативной котельной" для потребителей, у которых тариф ниже, чем цена "альтернативной котельной",
  • утвердить предельный уровень цены на основании графика доведения или на уровне последнего действующего тарифа, если он выше, чем цена «альтернативной котельной» (так называемая временная "заморозка" тарифа).
Длительность переходного периода зависит от сроков осуществления описанных выше мероприятий. Как правило, составляет 7 месяцев.

Датой окончания переходного периода является день вступления в силу предельного уровня цены. С этого дня начинают действовать особенности правового регулирования ценовых зон теплоснабжения.

Также в переходный период нужно выполнить ряд других действий, которые строго не регламентированы по срокам. Это разработка стандартов деятельности ЕТО, проведение ЕТО договорной кампании с потребителями, прочими теплоснабжающими и теплосетевыми организациями и другие организационные мероприятия.

Шаг 7. Работа с общественным мнением

Этот шаг дан последним, но на самом деле работа с общественным мнение должна осуществляться на протяжении всех шагов. Это статьи в прессе, интервью по ТВ и радио, работа с общественными группами и организациями, представляющими интересы потребителей и  различных групп влияния. Цель – наглядно и понятно разъяснить преимущества ценовой зоны теплоснабжения, а далее - информировать о достигнутых результатах.

После реализации всех этих шагов история ценовой зоны не заканчивается. Начинается новая жизнь и новые вызовы. Важно, что теперь успех теплового бизнеса будет зависеть от эффективных и ответственных действий самого бизнеса. Но об этом в другой статье.

В этой статье дано упрощенное краткое изложение всех необходимых действий и документов, которые необходимы для перехода муниципального образования в ценовую зону теплоснабжения в соответствии с законодательством РФ и исходя из сложившейся практики.

Наша компания оказывает услуги по переходу в ценовую зону теплоснабжения. Мы уже помогли 25 муниципальным образованиям стать ценовыми зонами теплоснабжения. При наличии интереса к сотрудничеству свяжитесь с нами.
Понравилась статья ?
Поделиться: